Аналитическая записка по результатам параллельного аналитического мероприятия «Анализ реализации подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» за 2015 год и истекший период 2016 года»
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
РУДНЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________________________________________
от |
31 октября 2016 года |
№ |
21 |
Аналитическая записка
по результатам параллельного аналитического мероприятия
«Анализ реализации подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами на территории Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» за 2015 год и истекший период 2016 года»
31.10.2016 Волгоградская область
р.п. Рудня
1. Общие сведения
В соответствии с Законом Волгоградской области от 21.12.2004 №969-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Руднянского района и муниципальных образований в его составе» в составе Руднянского муниципального района образовано одно городское поселение (Руднянское) и 9 сельских поселений (Большесудаченское, Громковское, Ильменское, Козловское, Лемешкинское, Лопуховское, Матышевское, Осичковское, Сосновское).
2. Организация сбора и накопления ТКО
Организация первичного сбора и накопления ТКО в поселениях Руднянского муниципального района осуществляется тарным и бестарным способом.
В соответствии с п. 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64 (далее СанПиН 2.1.2.2645-10) контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Указанные требования в полном объеме не выполняются ни одним сельском поселением. ТБО вывозятся населением самостоятельно либо МБУ и ТОСами поселений по мере накопления. В Руднянском городском поселении требование СанПиН 2.1.2.2645-10 соблюдается. Деятельность по сбору ТКО осуществляет МБУ «СЭМИ» специализированной техникой.
В основном для сбора ТБО в поселениях применяется система самовывоза, в отдельных поселениях - контейнерная система с использованием металлических контейнеров объемом 0,75 куб.м.
Лицензия по обращению с отходами в поселениях отсутствует.
Во всех сельских поселениях Руднянского муниципального района централизованный сбор и вывоз ТБО не осуществляется.
Самостоятельный вывоз ТБО населением и администрациями поселений производится на площадки временного хранения ТБО. В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов – это содержание отходов на объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В соответствии с данной статьей временное складирование отходов предусматривает срок не более чем шесть месяцев. Однако с данных площадок ТБО для дальнейшей утилизации, захоронения не вывозятся.
Поселения, входящие в состав Руднянского муниципального района, самостоятельно определяют места конечного размещения отходов. Утилизация отходов с указанных мест не производится.
Во всех сельских поселениях Руднянского муниципального района в проверяемом периоде вывоз ТКО осуществлялся собственными силами жителей населенных пунктов и администраций поселений на площадки временного хранения. В результате чего определить объем вывезенного от населения ТКО за проверяемый период не представляется возможным.
В Руднянском городском поселении за период 2015г сбор и вывоз отходов составил 19870 м3, с января по сентябрь 2016года сбор и вывоз отходов составил 18480м3.
В дальнейшем вывоз ТБО с площадок временного хранения не производится, утилизация и захоронение вывезенных ТБО не осуществляется.
Перечень площадок временного накопления ТКО:
- Громковское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:040001:512;
- Лемешкинское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 7000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:100001:749;
- Большесудаченское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 7000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:060102:479;
- Осичковское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО с кадастровым номером 34:25:110006:702;
- Сосновское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:050002:292;
- Лопуховское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:030201:243;
- Козловское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 5000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:090101:339;
- Матышевское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:070102:1126;
- Ильменское сельское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 6000 кв.м. с кадастровым номером 34:25:080101:568;
- Руднянское городское поселение осуществляет вывоз ТКО на площадку для временного хранения ТКО площадью 39441 кв.м. с кадастровым номером 34:25:020010:101.
Во всех случаях документы, подтверждающие выделение указанных земельных участков под объекты временного размещения отходов (свалки), расположенных на территории Руднянского муниципального района, к проверке представлены.
На территории Руднянского муниципального района отсутствуют объекты мусоросортировки и мусороперегрузки на межмуниципальный полигон.
Раздельный способ сбора ТКО в Руднянском муниципальном районе не осуществляется.
За период 2015-2016 годов ликвидация объектов временного хранения ТКО с последующей их рекультивацией не производилась. В рамках реализации мероприятий по благоустройству и наведению порядка на территории Руднянского муниципального района ликвидировались несанкционированные свалки временного хранения.
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов – это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. В соответствии с данной статьей временное складирование отходов предусматривает срок не более чем шесть месяцев. Однако со всех площадок, расположенных на территории Руднянского муниципального района, ТБО для дальнейшей утилизации не вывозились.
В соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
К площадкам временного хранения отходов в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 предъявляются следующие требования:
- временные площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- с целью защиты от атмосферных осадков над площадками должен быть навес или укрытие брезентом;
- поверхность площадки должна иметь искусственное химически стойкое водонепроницаемое покрытие;
- по периметру площадки должна быть обваловка, должна быть устроена обособленная сеть ливнестоков с отдельными очистными сооружениями;
- поступление загрязненного ливнестока с площади складирования в городскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы не допускается.
В ходе визуального осмотра, проведенного в поселениях установлено, что все объекты не соответствует требованиям законодательства, поскольку у них отсутствует твердое покрытие, ограждение, навес, автономные системы очистки, нет заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора, и по своему функциональному назначению являются несанкционированными свалками. Кроме того территория свалки в Громковском сельском поселении, находящийся на земельном участке под кадастровым номером 34:25:040001:512, расположена на краю оврага, сточные воды из которого поступают в реку Медведица.
В Руднянском городском поселении в настоящее время ведется выравнивание поверхности площадки с целью нанесения твердого покрытия.
Комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области совместно с органами муниципальных образований разработана территориальная схема по обращению с ТКО на территории Волгоградской области. В рамках данной схемы разработан план мероприятий по обращению с отходами на территории Руднянского муниципального района, предусматривающий строительство площадки в р.п. Рудня для сбора ТКО вывозимых с поселений района и дальнейший вывоз их на полигон г. Камышина для захоронения.
В Руднянском муниципальном районе проводится работа по заключению договоров с населением на оказание услуг по сбору и вывозу ТКО.
Основными проблемами возникающими при обращении с ТКО являются плохая платежеспособность населения, отсутствие площадок и полигонов предназначенных для временного хранения отходов, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, отсутствие средств для приобретения специализированной техники, отсутствие средств для оборудования контейнерных площадок в соответствии с нормами СанПиН, отсутствие средств на содержание площадок временного хранения ТКО.
Председатель КСП Руднянского
муниципального района Е.Е. Косицина